Праздники


В Израиле, как и в любой другой стране, существует перечень собственных праздников, которые отмечаются на государственном уровне. В это число входят как религиозные, так и национальные торжественные даты. Все они связаны с важнейшими для евреев событиями, ставшими определяющими для существования нации. Традиционно их празднование производится по еврейскому календарю, в котором определяющую роль играют фазы Луны, поэтому для людей, живущих по европейскому григорианскому календарю, кажется несколько странным, что даты торжеств являются плавающими. Однако для израильтян это нормальная практика.
В Торе есть три слова для обозначения дней, которые по-русски называются одним словом «праздник». Первое Хаг – слово, наиболее близкое по значению к русскому слову «праздник». Тора обозначает им только Песах, Шавуот и Суккот. Во времена Храма в эти праздники взрослые мужчины были обязаны совершить паломничество в Иерусалим.
Во времена Храма у праздников были религиозно-исторические и сельскохозяйственные значения, они выражали единство духовной и материальной жизни еврейского народа. Так, Песах, установленный в память об освобождении из Египта, – это одновременно праздник начала жатвы ячменя; Шавуот, день дарования Торы, – праздник начала жатвы пшеницы и сбора урожая фруктов; Суккот, установленный в память о пребывании народа Израиля в пустыне, – праздник окончания сбора урожая. Второе Моэд – «определенный день», «срок». Третье Микра кодеш – «созыв священного собрания». Так Тора называет праздничный день, когда работа запрещена. Во времена Храма в этот день все должны были собраться в Храме, чтобы совершать особое служение Всевышнему. Все эти три определения относятся к Песах, Шавуот и Суккот. Другие две даты, два праздника, упомянутые в Торе – Рош а-Шана (Новый Год) и Йом Кипур (Судный день), дни начала и окончания ежегодного Суда, творимого Всевышним.
Кроме вышеперечисленных, есть ряд праздников, возникших в память об определенных событиях: Ханука, Пурим, Лаг ба-Омер и пять дней всеобщих постов: пост Гедальи, десятое Тевета, пост Эстер, Семнадцатое тамуза и Девятое ава.
Отличительной особенностью еврейских праздников является не организация торжества, а возникающее у людей чувство сопричастности с данным событием, как если бы оно происходило с ними сегодня. Тора предписывает евреям чтить праздники и наслаждаться ими. Чтить праздник означает подготовиться к его наступлению. Наслаждаться – устраивать две праздничные трапезы. Перед каждой трапезой совершают кидуш – специальное благословение на вино.
Все, что галаха (еврейский закон) запрещает делать в субботу, запрещено делать и в праздники. Исключение составляют работы, связанные с приготовлением пищи. Так, например, в праздник разрешается зажигать огонь, но лишь от другого огня, зажженного накануне.

Рош а-Шана – первый в году праздник, еврейский Новый год, отмечаемый в начале осеннего месяца тишрей. Еще один парадокс еврейского календаря. Несмотря на то, что название праздника переводится как «голова года», приходится он на седьмой месяц по счету. Так получилось потому, что некогда Новый год евреи отмечали в весенний месяц авив, позже переименованный в нисан. Но как бы там ни было каждые 1 и 2 число месяца тишрей евреи отмечают старт очередного года. В эти дни они каждый иудей отчитывается перед Всевышним о своих деяниях за год. В первый вечер Рош а-Шана принято желать друг другу быть вписанным в «Книгу жизни». Во время трапезы принято обмакивать халу (или хлеб) в мёд, чтобы наступающий год был сладким. Более современный обычай есть яблоки с мёдом. В праздник принято одевать белые одежды, служащие символом чистоты, а на столах выкладывать много сладких блюд для дальнейшего благополучия. Кроме приготовления пищи, вся остальная работа запрещена.

Йом-Кипур, или день Искупления, входит в число важнейших праздников иудаизма. Он напоминает о днях более чем трехтысячелетней давности, когда

находящиеся в Синайской пустыне евреи совершили огромную ошибку, начав поклоняться золотому тельцу.

Йом-Кипур наступает спустя 10 дней после начала Рош а-Шана, на 10-й день месяца тишрей. В это время жизнь Израиля на сутки полностью затихает. Отменяются даже авиарейсы, а на дорогах совсем нет машин. Евреи погружаются в напряженное ожидание, ведь в этот период Всевышний выносит свой приговор. Но хотя Йом-Кипур длится всего одни сутки, подготовка к нему начинается, едва заканчивается Рош а-Шана. Все дни перед данным праздником евреи должны раскаиваться в своих неблаговидных поступках, словах и даже мыслях перед Вершителем судеб. В Йом-Кипур абсолютно запрещен прием пищи и питья.


Суккот (праздник кущей) входит в число наиболее длительных, продолжаясь в течение семи дней. Он посвящен памяти предков, покинувших негостеприимный Египет и продолжение 40 лет скитавшихся по Синайской пустыне. Название его происходит от слова «сукка», обозначающее шалаш или шатер. Именно в таких приспособлениях и приходилось ночевать евреям, скитавшимся по пустыне. Начало праздника приходится на 15 день месяца тишрей, и длится он в продолжение недели. Для того чтобы полноценно отметить торжество, еврей должен построить шалаш-сукку и приобрести цитрусовый плод этрог, пальмовые листья, веточки мирта и ивовые ветки.

Все необходимое для этого можно купить на специальных базарах, устраиваемых перед праздником.

Считается, что весь праздничный период евреи должны питаться и ночевать в шалаше, однако времена меняются и сейчас, чаще всего, в нем лишь обедают.


Ханука – самый большой по длительности еврейский праздник, посвященный очищению Иерусалимского храма и возобновлению в нем службы после изгнания греко-сирийских войск в 165 году до н.э. Начинается он 25 кислева, а заканчивается только 2-3 тевета. По общепринятому календарю, период празднования Хануки приходится на декабрь месяц. Символом торжества являются ханукальные светильники, которые допускается зажигать исключительно в этот период согласно специальной церемонии. Наиболее радостной Ханука является для детей ведь для них тогда готовится много сладостей, дарятся подарки.

Пурим

Это трехдневный весенний маскарад. Начинается он на 13 день месяца адара, так называемым постом Эстер, заканчиваясь 15-м днем. Название созвучно слову «пур», обозначающее понятие «жребий». Посвящается праздник счастливому избавлению евреев от грозившей им гибели, которую готовил им на землях Древней Персии визирь царя Артасеркса Аман-амаликитянин. Ужасная трагедия не произошла лишь благодаря самоотверженности и мужеству жены Артасеркса, еврейке Эстер и ее двоюродного брата Мордехая. Наказанным же оказался сам зачинщик возможной трагедии Аман-амалкитянин. В период празднования Пурима обязательно зачитывается Свиток Эстер, причем женщины участвуют в слушаниях наравне с мужчинами. Службы в синагогах происходят по не совсем обычному сценарию: в моменты упоминания имени коварного визиря все присутствующие начинают издавать громкие звуки и трещать граггерами, специальными пуримскими трещотками, в знак презрения к страшному злодею. В этот день нужно напиться так, чтобы не отличить друга от врага.


Песах

Это наиболее светлый иудейский праздник. В Израиле его празднование происходит в продолжение 7 дней (за пределами Израиля 8). Слово «пасах»

обозначает понятие «прошел мимо», что уводит в библейскую историю о последней из казней египетских, после которых еврейский народ смог освободиться от рабства. Начало Песаха – 14 день весеннего месяца нисан. Центральным событием праздника считается пасхальный вечер седер-песах. Его проведение тщательно регламентировано множеством обязательных элементов. В частности, неизменным является чтение пасхальной Аггады, в которой рассказывается о еврейском Исходе из Египта. Также на столе запрещено появление продуктов, подвергшихся даже малейшему брожению. Вместо хлеба подается маца – пресные лепешки, весь процесс изготовления

которых занимает не более 18 минут.


Йом а-Ацмаут

Это важнейший национальный праздник, День независимости Израиля. Его ориентировочная дата – 5 ияра по еврейскому календарю. Однако в ряде случаев это число может сдвигаться, так как празднование должно проходить только в дни середины недели: вторник, среду, четверг. Официально данный

праздник начал отмечаться с 1949 года после принятие Кнессетом соответствующего закона. Дню независимости Израиля обязательно предшествует День поминовения. Люди вспоминают борцов, павших в боях за независимость страны, а также граждан, погибших от террористических актов. В Йом а-Ацмаут люди вывешивают флаги Израиля на дома и машины, носят одежду с символами Израиля. Выезжают на природу и делают мясо на огне. В конце дня обязательно производится праздничный фейерверк.