Традиции


«Пока существуют традиции, живет и придумавший их народ…»

Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием «еврейская традиция». Понятие «еврейская традиция» существенно отличается от того, что называется национальной традицией у других народов.

Во все времена еврейский народ отличался своей духовной силой, заряжаемой Торой и ее заповедями. Иудаизм полностью регламентирует все сферы жизни человека. Соблюдение заповедей Торы – прямая обязанность каждого еврея. Выполняя заповеди, человек способствует раскрытию Б-жественности на земле, делает этот мир лучше.

В традиционный образ жизни правоверного еврея входят: создание семьи, изучение Торы, личная и общественная молитва, соблюдение Субботы и Праздников, добрые дела и благотворительность.

Молитва – это служение Всевышнему сердцем, это время, когда человек соединяется с Б-гом. Еврейская традиция рекомендует молиться в общине. Должно собраться вместе не менее 10 молящихся взрослых мужчин-евреев – миньян. Миньян символизирует «общину Б-га», в которой возможно произнесение особо священных моментов молитвы. Считается, что коллективная молитва всегда бывает услышана Всевышним.

Еврейская традиция называется на иврите «масорет Исраэль». Слово «масорет» происходит от глагола «масар», означающего «передавать», так как традиция – это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин «морешет Исраэль». Слово «морешет» происходит от глагола «яраш», означающего «наследовать». Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как «еврейское наследие».

Еврейская традиция одновременно и наше наследие, доставшиеся от предков, и то, что мы создаем сегодня, чтобы передать будущим поколениям.

Шабат (Суббота) – наделенный особой святостью седьмой день недели, в который запрещена работа. В Торе сказано: «Ибо в шесть дней создал Г-сподь небо и землю, моря и все, что в них, а в день седьмый покоился. Посему благословил Г-сподь день субботний и освятил его» (Шмот). Шабат наступает в пятницу с заходом солнца и выходит в субботу с выходом первых трех звезд. Начало субботы знаменует обязательное для женщин зажигание свечей за 18 минут до захода солнца. По окончанию субботы мужчина (глава семьи или общины) проводит церемонию «Авдалы» (зажигание свечи с несколькими фитилями, благовониями и благословением на традиционный напиток). Днем и вечером в Шабат устраиваются праздничные трапезы. В честь Шабата надевают праздничные одежды, в синагогах проходит торжественная субботняя молитва. Соблюдение законов Шабата – главный принцип иудаизма. Лишь в одном случае предписано нарушить законы субботы – ради спасения человеческой жизни.

Цдака

Это оказание материальной или физической помощи другому, является одной из основных заповедей иудаизма. Само значение слова «цдака» в переводе с иврита означает не благотворительность, а справедливость. Этим подчеркивается, что подаяние является не чем-то особенным, а лишь способом восстановления справедливости. В Торе сказано: «…не ожесточи сердца своего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку свою и дай ему…».


Кашрут

Это свод предписаний и повелений, касающихся приема пищи. Тора подробно разъясняет, какие виды животных разрешены в пищу, а какие запрещены, когда можно есть, а когда нельзя, при каких условиях какой посудой можно пользоваться и так далее. Все фрукты и овощи разрешены, но требуют проверки на наличие насекомых, которые запрещены в пищу. Разрешены все виды рыба, имеющие чешую и плавники. Самые строгие законы касаются мяса.

Разрешенным к употреблению считается мясо жвачных животных с раздвоенными копытами. Кошерное животное должно быть забито специально обученным резником (шойхетом). В процессе кошерного забоя скота особое внимание уделяется безболезненности процесса.

Нож должен иметь определенную форму, быть остро заточенным и гладким. Это позволяет одним легким (без нажима) движением перерезать сонную артерию, пищевод, яремную вену и трахею со стороны шеи. Животное моментально теряет сознание и не чувствует боли (поскольку перерезаны нервы и прекращено кровоснабжение мозга). Также в пищу евреям запрещена кровь. Считается, что в крови живет душа, поэтому кровь выпускают и засыпают землей. После забоя обязательно проверяются органы – если они не совсем здоровы, мясо считается трефным и запрещается к употреблению в пищу.

Одним из основных правил кашрута является запрет есть мясное с молочным. В основе правила лежит этический принцип «не варить козленка в молоке матери его». Специалист, следящий за производством продуктов на предмет соблюдения правил кашрута, называется «машгиах» (наблюдающий).


Еврейский календарь

Еврейский календарь является лунно-солнечным. Дни и год отсчитывают по солнцу, а месяц — по фазе луны. Еврейский год состоит из 12 месяцев, есть полные месяцы – 30 дней, и неполные — 29 дней. С определенной периодичностью устанавливается високосный год, в нем есть дополнительный тринадцатый месяц. Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш». В Рош-ходеш читают дополнительные праздничные молитвы, также это считается женским днем, есть традиция в этот день освобождать женщину от работы.

Атрибутика иудаизма

При совершении обрядов применяются обрядовые предметы (ритуальная утварь) – принадлежности, используемые при отправлении культа и совершении ритуальных церемоний в синагоге и в домашнем обиходе.

Обрядовые предметы обычно представляют собой произведения прикладного искусства: резьбы, чеканки, литья, вышивки и т. п. Форма обрядовых предметов определяется их назначением, а декоративная отделка связана с обрядовой символикой.

Традиционные еврейские блюда

Еврейская кухня ― одна из строго регламентированных религиозными обычаями. Из-за необходимости придерживаться обусловленных требованиями Торы традиций даже краткий список продуктов, запрещенных евреям, довольно широк. Тем не менее, в еврейском меню преобладают блюда, которые отличаются прекрасным вкусом и высокой биологической ценностью, в их состав входят легко усваиваемые и полезные для организма вещества.


ТОП-10 самых популярных еврейских блюд:

Фаршированная рыба. Это национальное еврейское блюдо занимает почетное место на столе в любой праздник, а на Рош-А-Шона его готовят обязательно.

Форшмак (в переводе с иврита – «предвкушение»). Паштет, приготовленный из селедки, отварного картофеля, сваренных вкрутую яиц и лука.

Пастрома. Говядина со специями и приправами, запеченная в духовке большим куском. Подается в холодном виде.

Хала. Праздничный хлеб из сдобного дрожжевого теста.

Маца. Тонкая пресная лепешка, которую едят на Пасху вместо хлеба.

Паштида. Особый вид заливного пирога с начинкой из мяса, колбасы, рыбы или овощей.

Чолнт (хамин). Древнее еврейское блюдо, мясное рагу из бобов или фасоли. Хамин готовят в пятницу, чтобы есть в субботу, когда по требованиям Шаббата готовить пищу нельзя.

Фалафель. Закуска в виде жареных во фритюре шариков из перемолотого нута или фасоли.

Кугель. Запеканка из тертого картофеля, риса или лапши с мясом или шкварками.

Цимес. Десертное блюдо, приготовленное из жареной моркови, чернослива, кураги, изюма, меда и корицы.

Семейные традиции

Еврейские семьи известны своей прочностью и взаимной заботой. Семейная жизнь строго регламентируется Торой и библейскими канонами. Семьи создаются рано, юноши часто женятся в возрасте 20 лет, девушкам разрешено вступать в брак с 15 лет. Брак с человеком другой национальности не признается законным, даже если он скреплен официальным гражданским актом.


Свадьба («кидушин») согласно национальным традициям евреев, проводится осенью. Для новобрачных сооружается отдельный навес (хупа), символизирующий их будущий общий дом. В буквальном смысле слово «хупа» означает понятие «полог» или «балдахин». В ходе церемонии бракосочетания под этим пологом в виде фрагмента ткани, прикрепленной к 4 опорам, каждая из которых имеет свою символику, располагается пара молодоженов. Данная конструкция фактически представляет собой прообраз дома, который новобрачным предстоит еще построить. Иногда вместо опор хупу держат в руках четверо помощников, обслуживающих свадьбу.

Жених и невеста становятся под балдахин, жених одевает своей суженой кольцо и произносит: «Этим кольцом согласно вере и закону Израиля ты посвящаешься мне». После этого начинается свадебный пир, который длится 7 дней. Застолье сопровождается игрой еврейского оркестра ― скрипки, цимбал, лютни и бубен.

По обычаю, после свадьбы родители на два года предлагают новобрачным кров и стол. Для молодых это и материальная поддержка, и нечто вроде «семейной интернатуры»: они учатся у родителей взаимному уважению и заботе друг о друге.

Рождение детей

Значимым событием в еврейской семье является появление ребенка. Национальность детей определяется не по отцу, как у других народов, а по матери. То есть если мать еврейка, ребенок ― еврей, независимо от того, какой национальности его отец. Если же отец ребенка еврей, а мать ― не еврейка, их ребенок евреем не считается. Ребенок, рожденный вне брака, незамужней женщиной, не считается незаконнорожденным, и в правах не ущемляется. Еще одна отличительная особенность еврейской семьи ― отцы заботятся о детях так же самоотверженно, как и матери.


Семейная жизнь

Важную часть религиозного кодекса евреев составляют семейные традиции. Семья является основой еврейской общины и считается нерушимой, за каждым из ее членов признаются определенные права и обязанности.

Моральное поведение супругов должно быть безупречным. Так, Тора запрещает мужчине даже прикасаться к чужой жене, сестре, дочери или матери. Если замужняя женщина опорочила себя слишком вольным поведением, муж может потребовать официального развода. И повторно выйти замуж разведенная женщина имеет право за любого мужчину, кроме того, с кем совершила супружескую измену.

Тора требует от супругов сохранения душевной чистоты и цельности чувств. Чтобы сексуальные отношения супругов много лет не теряли новизны, и между ними надолго сохранялось состояние «медового месяца», мужу и жене запрещено спать в одной постели: в еврейской спальне должно стоять две кровати.

Проводы в последний путь

Похороны у евреев раньше были довольно сложной и долгой процедурой, в настоящее время проводы в последний путь значительно упрощены. Усопшего хоронят в простом светлом одеянии, считается, что дорогие одежды нарушают принцип всеобщего равенства перед Господом. Над покойником дома и в церкви читаются молитвы, после чего тело предают земле. Кремацию Тора запрещает, но сегодня традиции евреев, проживающих в России и других европейских странах, допускают кремирование, если на то была прижизненная воля покойного. Цветы на могилу приносить не принято, вместо них на надгробие кладут камешки. В иудаизме считается, что камень символизирует вечность, и, помещая его на могильной плите усопшего, ты оставляешь рядом с ним частицу своей души.

Траур по покойнику включает три периода. Первый (шива) продолжается неделю. В это время скорбящие не должны заниматься никакой работой. Второй (шлошим) длится 30 дней, в этот период сохраняются только основные, внешние элементы траура. Третий период, который соблюдается только в случае смерти родителей или ребенка, длится год.